Паплавы 2014 в журнале TROPHY-LIFE
соревнование
ТЕКСТ: ВАЛЕРИЯ КОТЛЮБА
ФОТО: АЛЕКСАНДРА АДИАНОВА
СОРЕВНОВАНИЕ
В 2014 году организаторы крупнейшего в мире приключе- ния на бездорожье «Ладога» начали хорошую добрую тради- цию – вручать призы победителям на внедорожных соревно- ваниях в других странах. В начале сентября подарки нашли своих счастливых обладателей в Литве на «Галдиатори», победители получили сертификаты на участие в трофи-рей- де «Ладога». Дальше призы по плану должны были ехать в Белоруссию и Эстонию.
Недолгие сборы, пара тёплых курток, резиновые сапоги, фотоаппарат, подарки для победителей – и в путь! Нас жда- ла гостеприимная Республика Беларусь.
Почти 2000 км, и мы на месте
В Белоруссии ежегодно проводится 4–5 трофи-рейдов. В 2013 году был организован Кубок Западного региона, в который входят следующие соревнования:
- «Дрыгва» (проводится в Брестской области в Ивацевичском районе);
- «Мерлин-трофи» (Брестская область, Столинский район); - «Партизанские тропы» (Гродненская область, Мостовский район);
- «Паплавы» (Гродненская область, Гродненский район, деревня Поречье).
Все эти соревнования, кроме «Паплавов», – это GPS- ориентирование на 24 часа.
И мы, воодушевлённые новыми приключениями, оказались на одном из интереснейших белорусских трофи – «Паплавы», соревновании, которое в этом году празднует свой пятилет- ний юбилей. Начавшись как простой «междусобойчик» люби- телей бездорожья и приключений из беловежской деревни Новый Двор, это соревнование переросло в крупное спор- тивное событие республиканского масштаба.
Соревнование проходит на территории Поречского воен- ного лесничества, недалеко от Гожского военного полигона. Полигон этот действующий, он находится в 20 км от Гродно и всего в пяти километрах от литовской границы. В сентябре 2013 года на этом полигоне проводились совместные россий- ско-белорусские учения «Запад-2013». На учениях присутство- вали и главы государств – Владимир Владимирович Путин и Александр Григорьевич Лукашенко. Так что это места, как оказалось, посещаемые не только брутальными джиперами.
Трассы мероприятия – это в основном лесные моховые болота с багульником и клюквой, но также есть и гористые местности, и торфяные болота, и мелиорационные канавы, выбраться из которых особенно сложно, так как рядом нет деревьев.
Прошлое
Мы попросили главного организатора Виктора Козловского немного рассказать о том, как всё начиналось, и вместе с ним окунулись в историю создания гонки.
первый день – пролог на 3–4 часа (легенда), второй день – GPS-ориентирование на 8–10 часов. Участников было немно- го, в основном свои клубные ребята.
С каждым годом количество участников росло, и в 2012 году на трофи-рейд «Паплавы» приехали около 50 участников.
В 2013 году администрация Беловежской Пущи не дала нам разрешения на проведение мероприятия в Новом Дворе, и мы выбрали не менее прекрасное место для про- ведения «Паплавов» – деревню Поречье Гродненского рай- она Гродненской области. В 2013 году к нам приехали 92 экипажа».
К подготовке трасс организатор относится с особой тща- тельностью. Разведки начинаются задолго до начала сорев- нования. Все трассы организатор проезжает «от» и «до». Ведь от качества подготовки маршрутов зависит успех гон- ки, считает спортсмен, многократный участник «Ладоги» и по совместительству организатор «Паплавов» Виктор Козловский. Ему как никому другому понятно, что трасса – это самое главное в гонке.
Мы попросили Виктора рассказать какую-нибудь историю о факторах, повлиявших на подготовку трасс. «Историй много. Всего не упомнишь. Когда мы приехали на Поречскую зем- лю в 2013 году организовывать «Паплавы» и начали катать трассы, то вскоре поняли, что для быстрейшей прокатки трасс нам нужен человек, который хорошо знает здешние места, так как все карты, которые у нас были, не соответствовали
«Трофи-клуб «Беловежские зубры» был создан в 2010 году в деревне Новый Двор Свислочского района Гродненской области, Республика Беларусь.
Наша деревня Новый Двор находится в уникальном по гео- графическим характеристикам месте – на стыке крупнейше- го в Европе болота (болото Дикое) и крупнейшего лесного массива – Беловежской пущи. Это очень красивые, богатые дичью, а также грибами и ягодами места.
Красоту этих мест мы хотели показать всем, так и роди- лась идея проведения мероприятия. И в октябре 2010 года мы организовали наш первый трофи-рейд «Паплавы».
Само слово «Паплавы» более исторически обусловлено и символично для нас, чем обычный его перевод на русский язык – «луга». Паплавы – это не просто луга, а территория, временно отвоёванная людьми у болота для заготовки сена. Наши предки перекрывали реку временной плотиной, осу- шая тем самым прилегающие болота, а затем собирали и вывозили по высохшему руслу реки заготовленное сено. Далее плотина разбиралась, и река возвращалась в своё русло. Люди умели брать от неласковой природы необхо- димое, не нарушая её гармонии. Этому принципу следуем и мы, организаторы трофи-рейда «Паплавы».
В 2010 году трофи-рейд «Паплавы» представлял собой двухдневную гонку, только формат был немножко другой:
действительности. Этим человеком оказался местный лес- ник Иван Иванович (имя и отчество – реальные). Поначалу нам было сложно понять друг друга, так как он нам пока- зывал дороги, на которых мы ехали, не включая передний привод, а все броды могли спокойно гуси пешком перейти (машина, на которой мы делали разведку, относится к кате- гории PROTO). И я решил показать Ивану Ивановичу, что нам нужно. Проезжая мимо болота, свернул на него, и мы начали движение в сторону речки, которая находилась посередине этого болота. За эти 300 метров болота Иван Иванович, заку- рив сигарету, сказал мне столько «лестных слов», которых я за свои 33 года не слышал, рассказал, что танк здесь уто- нул, что «люди сюда за клюквой даже не ходят, а ты?!» И он продолжал бы говорить и рассказывать все тайны это- го болота, но дальше была речка! Вода затушила сигарету в зубах Ивана Ивановича, мы быстренько покинули с ним наш тонущий джип. Потом была эвакуация и отпаивание или, правильно сказать, обогревание Ивана Ивановича нашими
беловежскими «тёплыми вещами» (беловежский хлебный самогон собственного производства). Отогревшись, сняв стресс, Иван Иванович сказал, что он всё понял!..
На следующий день он показал нам трассу, которая в дальнейшем была перенесена без изменений в «легенду» нашим участникам, и назывался этот спецучасток «Маршрут Ивана Ивановича».
Настоящее
В этом году поучаствовать в мероприятии приехало 107 экипажей. Это говорит о том, что каждый год всё больше и больше экипажей стремится принять участие в трофи-рейде «Паплавы», и это большая заслуга организаторов.
Мы воочию смогли оценить уровень организации сорев- нования, и по нашему мнению, такой стабильный рост числа участников обусловлен несколькими факторами.
Во-первых, это формат мероприятия – легенда. Это самый старинный формат трофи, которого практически не оста- лось в Белоруссии. На прокладку трасс организаторы тратят очень много времени и средств, но и отдача от участников очень большая. После мероприятия очень многие подхо- дили и просто говорили: «Ребята, спасибо вам за легенду!
Во-вторых, это сама организация. Видно, что организато- ры борются за каждого своего клиента и стараются, чтобы люди получили здесь то, зачем они сюда приехали. А для этого нужен просто порядок! Если регистрация, то это долж- но быть быстро, чётко и понятно, если старт, то он должен быть в то время, в которое мы назначили, если легенда, то она должна «бить»! Это, наверное, самое сложное в орга- низации какого-либо соревнования – добиться порядка. Но организаторам «Паплавов» это удалось!
В-третьих, это сложность трасс. Легенда – это уже слож- но, так как вы двигаетесь только по определённому марш- руту и на КПП можете заехать только с места, которое про- писано в легенде. Организаторы никогда не делали лёгких трасс. Большинство участников приезжают испытать себя и свою технику, и им предоставляется такая возможность. Очень показательны были фразы участников: «Ребята, слож- но, но как интересно! Спасибо вам».
После окончания гонки ещё долго гудел лагерь от раз- говоров и обсуждений, рассказов и возмущения. Но что очень показательно на этой гонке: несмотря на то что уго- дить всем невозможно, основная масса участников в один голос говорила спасибо. Очень эмоционально это получи- лось у экипажа 98-го региона, не могу не процитировать: «Огромное спасибо всем! И организаторам, и участникам, и просто сочувствующим. Организация была на очень высо- ком уровне, начиная с момента приезда-размещения-реги- страции и заканчивая церемонией награждения. Всё было чётко по расписанию. Трасса СУ-2 – это вообще выше вся- ких похвал. Супер! Хватило и скорости, и грязи, и маневри- рования, и ориентирования. Легенда «била» на 100%, что
очень порадовало. На мой взгляд, именно такой и должна быть «линейка». Молодцы организаторы! Благодаря такой организации соревнований, такому отношению к участ- никам и хочется участвовать, ездить и привлекать друзей. Ждём «Паплавы-2015» и надеемся, что они будут ещё луч- ше и интереснее!»
Будущее
Стабильно растёт количество экипажей. Всё чаще и чаще майки и куртки с символикой «Паплавов» мелькают среди участников и гостей других трофи-рейдов в Белоруссии и за её пределами. Тем не менее, несмотря на быстрый рост популярности, соревнование не отказывается от своих тра- диций и принципов: ориентирование по легенде, бескомпро- миссность и качественная подготовка маршрутов, благоже- лательная и дружеская атмосфера, традиционная система награждения победителей – не только материальные призы из предметов джиперского обихода, но и кубки как символы непреходящей ценности спортивного достижения.
Титул призёра «Паплавов» становится всё более пре- стижным, а желающих испытать себя и свою технику на «Паплавах» – всё больше.
Нам стало интересно, каковы же перспективы у такой гон- ки, и поэтому мы решили узнать о мечтах и целях главного организатора. «Мы хотим сделать самую сложную, с высо- ким уровнем организации гонку. Наш девиз: двигайся впе- рёд, не останавливайся на достигнутом. Поэтому, конеч- но же, нам интересно включить наше мероприятие в Кубок или чемпионат, которые проводятся в других странах, при- дать нашему мероприятию не только республиканский, но и международный статус», – поделился Виктор Козловский.
Амбициозно, смело, открыто! А как ещё? Именно такие люди и должны быть в организаторах такого вида спорта
Полные версии журналов
Паплавы 2014 в журнале TROPHY-LIFE
04.02.2015