Ориентирование по карте Ориентирование по карте подразделяется на несколько видов: 1. Ориентирование в заданном направлении. В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности контрольные пункты (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП -- строго определенный (заданный). За непройденый КП или нарушение порядка прохождения КП -- дисквалификация. Путь следования от одного КП к другому КП -- произвольный. Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.
2. Ориентирование по выбору. В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности максимальное количество контрольных пунктов (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП -- произвольный. Путь следования от одного КП к другому КП -- произвольный. Время пребывания на дистанции -- ограничено (контрольное время прохождения). Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто пройдет наибольшее кол-во КП и не превысит контрольное время прохождения. Превышение контрольного времени прохождения штрафуется. При равенстве результатов выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее кол-во времени.
Существуют и другие виды спортивного ориентирования. Условные знаки Масштаб карты - одна из важнейших её характеристик. Он определяет степень уменьшения линий на карте относительно горизонтальных проложений соответствующих им линий на местности. Масштаб указан на каждом листе карты под южной (нижней) стороной рамки в числовом (численный масштаб) и графическом (линейный масштаб) виде (см. карту). Численный масштаб в общем виде, т.е. безотносительно к какой-либо определённой системе линейных мер, обозначается на картах в виде отношения 1 : М, где М - число, ука-зывающее, во сколько раз уменьшены длины линий на местности при изображении их на карте. Так, масштаб 1:50 000 означает, что любой единице длины на карте соответствует 50 000 таких же единиц на местности. Для практического использования при измерениях по карте численный масштаб, кроме того, представляют именованным числом, указывая непосредственно величину масштаба, т.е. расстояние на местности, соответствующее 1 см карты. Так, для 1:50 000 карты величина масштаба равна 500 м. Отсюда следует, что длина линии на местности равна произведению величины масштаба на длину отрезка (k), измеренную на карте в сантиметрах. Например, отрезку 3,95 см на кар-те масштаба 1:100 000 соответствует на местности расстояние d = 1 км ? 3,95 = 3,95 км. Очевидно, что такому же отрезку k, измеренному по карте какого-либо другого масштаба, на местности будет соответствовать расстояние во столько раз больше или меньше указанно-го, во сколько раз величина масштаба этой карты больше или меньше величины масштаба карты 1:100 000. Линейный масштаб представляет собой график, предназначенный для непосредственного отсчёта по нему расстояний (в км, м), измеряемых или откладываемых на карте.
Самое главное, что ты должен помнить, -- всегда ориентируй карту. Представь себе кусочек мозайки, который может быть уложен только в одном положении. Так и карта должна "укладываться" на местность. Это можно достичь двумя способами: 1. С помощью местных предметов 2. С помощью красной стрелки компаса. Ориентировать карту по местным предметам -- значит держать ее так, чтобы линии на карте совпадали по направлениям с линейными ориентирами на местности. Карта и местность должны совпасть, прежде чем ты начнешь читать карту. Перед тобой дорога, которая помогает ориентировать карту. Поверни карту так, чтобы дорога на ней имела то же направление, что и дорога на земле. Читай с "опережением" -- что появится справа и слева. Верно сориентировав карту по местным предметам, ты сможешь также узнать, где находится север, ведь теперь север на карте и север на местности совпадают. Всегда держи карту перед собой в направлении движения. В этом случае карта сориентирована на местности и совпадает с ней. Север карты совмещай с севером местности. Это важнейшее правило ориентирования. Всегда следи, чтобы красная стрелка компаса и север карты "смотрели" в одном направлении. Только в этом случае ты можешь читать карту: теперь она сориентирована по местности.
Выбор пути Трасса спортивного ориентирования всегда состоит из определенного числа контрольных пунктов, которые надо пройти. Основная идея -- каждый сам определяет свой путь от одного КП до другого. Не всегда самый короткий путь оказывается самым быстрым, иногда быстрее сделать круг по лесным дорогам, чем рубиться напрямую через болото. В случае ориентирования по выбору многое решает тактика. Что лучше пол часа выкапывать машину застрявшую на полпути к 50 очковой точке или за это время взять парочку 10 очковых? Каждый решает сам для себя. Так же немаловажную роль играет и стратегия. Соберете вы сначала КП расположенные возле старта-финиша или оставите их на потом, чтобы было ясно успеешь ты их взять, или лучше поторопиться пересечь финишную черту.